NEW
Главная / Статьи / Адаптация учащихся за границей: проблемы и методы решения

Адаптация учащихся за границей: проблемы и методы решения


Многие абитуриенты знают, что система образования в США позволяет получить качественное образование и дальнейшие перспективы, и поэтому стремятся поступить в престижные университеты Америки.

Однако переезд в другую страну и учеба в США неизбежно связаны с проблемами адаптации к новой жизни и учебному процессу, который может существенно отличаться от обучения в родном государстве.

Поэтому перед студентом встает вопрос, как получить перспективное образование в США без серьезных адаптационных проблем и стрессов.

 

Адаптация учащихся за границей

Данная статья подготовлена образовательным порталом США PapersOwl

Поступление в институт — это вообще важный переломный момент в жизни любого выпускника школы, неизбежно ведущий к значительным переменам. А если при этом ему приходится еще и переезжать в другую страну, где существует иной уклад жизни и к тому же присутствует языковой барьер, то адаптация к студенческой жизни может затянуться и даже перерасти в настоящий стресс.

Чтобы успешно и максимально безболезненно привыкнуть к учебе в другой стране, выпускнику школы желательно изучить проблему адаптации и возможные варианты ее решения еще на стадии подготовки переезда в Соединенные Штаты.

Какие могут возникнуть адаптационные проблемы?

Любой учащийся, переезжающий в другое государство, сталкивается с целым спектром адаптационных вопросов. Перед ним одновременно встают задачи языковой, социальной, учебной и культурной интеграции. И лучше заранее подготовиться к возможным препятствиям во избежание серьезных стрессовых ситуаций после начала обучающего процесса.

Абитуриенты всего мира знают, что высшее образование в США признается одним из лучших в мире, и поэтому всеми силами стремятся поступить в американский вуз. И когда это происходит, они преисполняются мечтами о будущих перспективах и светлыми надеждами. Однако языковая среда, культура Штатов, да и вся американская система образования довольно сильно отличаются от национальных особенностей иных государств, и для многих приезжих людей это оборачивается серьезной проблемой.

Разберем основной спектр адаптационных препятствий, с которыми обычно сталкиваются иностранные студенты, приехавшие получать образование в Америке:

  • трудности языкового характера, связанные с ограниченным владением английским;
  • значительное отличие образовательных стандартов Соединенных Штатов от учебной системы в родном государстве;
  • отсутствие дружеских коммуникаций, внеучебного общения;
  • финансовые трудности;
  • необходимость решать многочисленные бытовые задачи;
  • сложности с восприятием культуры, традиций, обычаев.

Все перечисленные вопросы интеграции в американское общество, приводящие к психологическому дискомфорту учащегося, могут способствовать возникновению эмоциональных срывов. Многие школьники, поступившие в университеты США, первое время испытывают грусть, чувство одиночества, тоску по родине и разочарование. У некоторых эмоциональных людей даже возникают на этом фоне тревожные психосоматические симптомы (нарушение сна, головные боли и пр.).

Рассмотрим более подробно, в чем конкретно заключаются сложности международных студентов, получающих американское образование.

Языковой барьер

Языковой барьер

Возникновение языкового барьера является наиболее распространённым препятствием при привыкании зарубежных учеников к новой жизни. Ограниченное владение языком непосредственно отражается на академической успеваемости обучающегося, его коммуникативных возможностях и способностях привыкнуть к местным культурным традициям.

Система высшего образования в США предполагает довольно свободное владение языком иностранцами, поскольку абитуриенты должны при поступлении сдавать тест TOEFL либо IELTS. Обучение в Америке в высшем заведении обычно возможно для зарубежного учащегося, который смог при тестировании доказать свои возможности хорошо понимать английскую речь, а также читать, говорить и писать на основном языке Штатов. Тем не менее, успешная сдача английского тестирования не является панацеей, ведь студентам из разных стран, зачисленным на обучение, еще придется столкнуться со сленгом, быстрой речью, местными акцентами, идиомами.

Языковые ограничения создают барьеры, и ученику не всегда удается полноценно влиться в академический процесс, понимать объяснения педагогов и участвовать в дискуссионных обсуждениях. Проверочные и иные письменные академические работы, разумеется, тоже требуется составлять на грамотном английском языке.

Имеющиеся языковые ограничения часто повышают учебную нагрузку, ведь иностранцу приходится тратить на изучение и освоение материала гораздо больше времени, чем американцу или иному англоязычному обучающемуся.

Из-за названных академических трудностей проблемы в учебе могут расти, как снежный ком. А недостаточное освоение той или иной темы затрудняет понимание дальнейшего обучающего материала.

Финансовые и бытовые сложности


Учащимся, уезжающим из дома, приходится брать на себя значительную часть бытовых и финансовых забот, особенно если речь идет о переезде в другое государство.

Бывшему школьнику приходится самостоятельно покупать, готовить еду, стирать одежду и решать ряд иных бытовых задач, с которыми он зачастую дома вообще не сталкивался. А многим ученикам приходится еще и одновременно столкнуться с финансовыми затруднениями. Обучение в США и так обходится недешево, а на питание и разноплановые повседневные расходы нужны дополнительные финансовые ресурсы.

Недостаток денег осложняется и тем, что иностранным учащимся обычно не разрешают трудоустраиваться за пределами кампуса. Для них, как правило, не доступно и кредитование, и альтернативные формы финансовой поддержки, предоставляемые обучающимся из числа местного населения.

Отличия академической системы

Как уже говорилось, система образования США имеет много отличий от других академических систем мира, и отдельные нюансы могут стать для иностранного учащегося настоящим шоком.

Так, обучение в США предполагает следующие обучающие и организационные моменты:

  • Активная коллективная работа в аудитории. Украинские ученики больше ориентированы на иной образовательный процесс, когда педагог начитывает материал, а потом производит опрос учащихся для оценки уровня знаний. Коллективное обсуждение в аудитории в нашей стране менее популярно и развито, чем в Штатах.
  • Ориентация на практические навыки. Учеба ради получения исключительно теоретических знаний здесь не особо приветствуется.
  • Свобода выбора учебных дисциплин, а иногда и преподавателей. Это преимущество системы образования США иногда оборачивается сложным испытанием для некоторых иностранцев, которые привыкли к особенностям своей национальной академической системы и поэтому не способны быстро сделать правильный выбор.
  • Отличия в стандартах, предъявляемых к выполнению домашних заданий, сроков написания проверочных работ, требований общения с преподавателями и т. д.

Культурные нюансы

Учеба в Америке для выходцев из других государств сопровождается не только привыканием к самому обучающему процессу, но и необходимостью приспособления к местной культуре, традициям, обычаям.

Незнакомые законодательные нюансы, особенности местной кухни, культура потребления пищи, традиции в общении — все это может стать барьером для быстрой, успешной интеграции приезжего.

Эмоциональные трудности

Эмоциональные трудности

Сложности эмоционального характера при переезде в Соединенные Штаты могут обуславливаться целым рядом факторов: чувством одиночества, коммуникативными трудностями, отсутствием друзей и другими разноплановыми факторами.

Так, иностранцы, даже хорошо владеющие английским, часто испытывают сложности в общении со сверстниками, поскольку не всегда понимают беглую речь и сленг. Из-за отсутствия понимания учащийся может ощущать себя в постоянной изоляции, особенно усиливающейся вдали от семьи.

Тоска по близким, дому, родине наиболее сильна во время праздников и выходных, когда учащиеся-иностранцы остаются наедине с собой. Их американские сокурсники разъезжаются по домам, а им приходится оставаться в полупустом студенческом общежитии.

Чувство одиночества, отсутствие полноценного общения могут привести к депрессии и разочарованию. Иногда проблема усложняется и тем, что ученики, не адаптированные к новому процессу обучения, начинают хуже учиться, что ведет к снижению их личной самооценки.

Как облегчить процесс адаптации?

Зная о возможных препятствиях, легче найти выход из сложной ситуации. Абитуриент, нацеленный на престижное американское образование, должен начинать подготовку к интеграции в новую среду заблаговременно.

Первоначально следует подтянуть свои языковые навыки и изучить культурно-национальные нюансы принимающего государства. Затем можно попытаться завести знакомства в интернете, общаясь на форумах, и детально изучить вопрос, как выбранный университет помогает адаптироваться международным студентам.

Изучение английского


Чтобы поступить в университеты в США, абитуриенту требуется определенный уровень владения языком. Но даже если вы свободно проходите необходимые тесты, не стоит останавливаться на достигнутом. Чем свободнее вы владеете разговорной речью и навыками письма, тем проще вам будет адаптироваться в Штатах. Да и в институте потребуется слушать лекции, делать многочисленные записи на английском, задавать вопросы преподавателям. Поэтому позаботьтесь о прохождении требуемых курсов заранее. Возможно, к примеру, воспользоваться онлайн-курсами вузов Америки на известном интернет-ресурсе Coursera или аналогичных обучающих платформах.

Если подтянуть знания языка до уровня Upper-Intermediate, требуемого при зачислении в университет или колледж, для вас пока невозможно, стоит обратить внимание на вузы, предлагающие иностранцам адаптационные программы. К примеру, в одном из крупнейших государственных университетов Америки — University of Central Florida — возможно зачисление абитуриентов, которые еще недостаточно свободно и качественно владеют английским. Так, для зарубежных выпускников школ, поступивших на первый курс, в университете предусмотрена специально адаптированная программа Global UCF, предполагающая, помимо изучения общих академических дисциплин, языковую адаптацию иностранного обучающегося под руководством наставника, а также постепенное знакомство ученика с американской системой образования.

Базовая задача программы Global UCF и подобных адаптационных курсов, существующих в некоторых институтах Америки, состоит в помощи гражданам различных государств влиться в существующую учебную среду. При этом Global UCF предполагает полноценное прохождение слушателем первого образовательного курса университета. А адаптационные занятия для иностранных граждан являются лишь полезным дополнением к общей академической программе.

Сотрудники Global UCF, осуществляющие руководство проектом, говорят на различных зарубежных языках, включая русский. Их работа направлена на то, чтобы человек, приехавший из-за рубежа, мог быстрее освоиться в новой среде и преодолеть сложности, связанные с изменениями в жизни и переездом. По завершению программы Global UCF иностранные учащиеся зачисляются на второй университетский курс и продолжают дальнейшее обучение без дополнительной специализированной помощи.

Чтобы лучше понимать разговорную речь после переезда в Штаты, иностранцу требуется как можно больше общаться с людьми. А в моменты отдыха — смотреть фильмы на английском, помогающие улучшению восприятия речи на слух. Просмотры фильмов, чтение книг на изучаемом языке помогают значительно обогатить словарный запас и научиться понимать контекст американской речи.

Первокурснику, переехавшему в Соединенные Штаты из другой страны, не надо замыкаться, какой бы непривычной ни была новая жизнь. Наоборот, следует как можно чаще участвовать в разнообразных спортивных, социальных и развлекательных мероприятиях. Это, с одной стороны, будет способствовать развитию языковых навыков, а с другой, — поможет быстрее влиться в новую среду и избежать депрессивных состояний из-за трудностей интеграции.

Не стоит стесняться и во время учебы. Участие в аудиторских обсуждениях и диалоги с преподавателем помогут не только со временем облегчить языковые проблемы, но и качественнее усвоить учебный материал.

Знакомство с культурой и общение

Знакомство с культурой и общение

На стадии подготовки к учебе в Штатах, целесообразно изучить особенности американской культуры, а также нюансы самого учебного процесса. Вам будет гораздо легче приспособиться к изменениям в жизни, если вы будете знать, как устроена структура образования в США, какие традиции и обычаи там существуют.

Полезно читать блоги людей, переехавших в Штаты, общаться на форумах и т. п. Можно даже попытаться через интернет завести знакомства со слушателями выбранного вуза, а переехав в новую страну — перевести виртуальное общение в реальное.

После поступления в институт возможно на территории кампуса сразу вступить в какую-нибудь организацию или студенческий клуб по интересам, тем самым упростив процесс поиска новых знакомств. К примеру, в ранее упомянутом University of Central Florida на территории кампуса действует больше 600 студенческих организаций и 50 спортивных секций. Так что каждый первокурсник сможет подобрать там клуб или группу, ориентируясь на собственные предпочтения и интересы.

Положительный эмоциональный настрой

Чтобы учеба в Америке не обернулась стрессом, следует запастись терпением, ведь для такой серьезной адаптации требуется время. Все иностранные первокурсники сталкиваются с определенными трудностями, поэтому не стоит концентрироваться на своих личных переживаниях и терять положительный эмоциональный настрой. Зная о возможных препятствиях, возможно мысленно подготовиться к их появлению и не впасть в уныние.

Для более быстрого приспособления к ситуации и эмоциональной разрядки психологи рекомендуют иностранцам, поступившим в американский вуз, побольше общаться со сверстниками и уделять определенное время своему хобби.

Поддержка иностранных студентов

Поддержка иностранных студентов

Адаптируясь, первокурснику не стоит пренебрегать любыми видами поддержки, предлагаемыми различными колледжами.

Система высшего образования в США предусматривает разноплановые виды помощи международным студентам:

  • Консультационная поддержка. Первое, что необходимо сделать переехавшему первокурснику по прибытии в студенческий городок — это зарегистрироваться в специальной службе по делам учащихся-иностранцев, которая существует на территории многих кампусов. Каждому зачисленному ученику, зарегистрировавшемуся в службе, назначается помощник-консультант, готовый оказать грамотную консультационную помощь по любым вопросам обучения, проживания, культурных особенностей и т. д. Такие консультанты также помогают при взаимодействии первокурсника с миграционной службой и решении вопросов, касающихся студенческой визы.
  • Кураторская помощь. Кроме консультанта, международным студентам обычно назначается куратор, помогающий в планировании и освоении учебного курса.
  • Поддержка студентов-наставников. Многие колледжи также практикуют привлечение старшекурсников, которые сами получили опыт успешной адаптации в новой среде. Они, опираясь на этот опыт, могут наставлять первокурсника-иностранца и давать последнему полезные советы по учебе, изучению языка, знакомству с новыми людьми и по иным важным для иностранца вопросам.
  • Ассоциации зарубежных студентов. В институтах Америки имеется огромнейшее число клубов, секций и общественных организаций. И на территории кампуса, как правило, всегда находится хотя бы одна международная организация. Сообщества зарубежных граждан помогают новичкам в адаптации, организуют и проводят разнообразные интересные мероприятия (фестивали, соревнования, конкурсы, концерты и пр.).
  • Планы питания. Многие учащиеся из других стран сталкиваются с проблемой закупки продуктов и приготовления еды. Большинство колледжей Америки предлагают ученикам планы питания, предусматривающие определённое число приемов питания. Такие планы могут стать оптимальным вариантом для иностранца, не желающего беспокоиться о продуктовом шоппинге и самостоятельной готовке еды.
  • Программы и занятия для иностранцев. Некоторые университеты предлагают курсы или отдельные занятия для граждан, приехавших в Америку из другой страны. На адаптационных курсах слушатели осваивают американскую культуру, историю, изучают университетский стиль письма. Подобные вспомогательные занятия обычно проводят профессора-иностранцы либо педагоги, отлично знающие культуру иных государств.
  • Трудоустройство в кампусе. Часть финансовых и коммуникативных проблем учащегося из другой страны можно решить с помощью трудоустройства. Международные студенты, желающие немного заработать без визовых ограничений, могут работать на территории кампуса. А вот работа по студенческой визе вне кампуса нелегальна. Как привило, иностранным учащимся предлагаются несложные работы в пределах студенческого городка (к примеру, в столовой, библиотеке, на кафедре и пр.). Конечно, эти работы оплачиваются не слишком высоко. Да и время работы учеников ограничено законом. Однако это позволяет заработать на карманные расходы, успешно совмещая работу с учебным процессом.

Таким образом, процесс адаптации иностранцев, связанный с переездом и сменой обстановки, можно существенно ускорить и упростить. Главное — заблаговременно узнать, как функционирует система образования в США, и подготовиться к изменениям в жизни и возможным трудностям.


Вам также может быть интересно

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*